МБОУ "Гимназия №1" им. С.М. Омарова
Махачкала
  • О школе

    Муниципальное бюджетное
    общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» имени С.М. Омарова

    МБОУ «Гимназия №1» им. С.М. Омарова

    Гимназия №1 является старейшим светским образовательным учреждением на территетории Респуублики Дагестан. Свою историю школа начинает с 1870 года. На улице Разгульной (ныне ул.Оскара, дом 21) был куплен дом за счет благотворительных денег. 

    Первыми учителями школы были: Николай Петрович Лебединский, Фаня Ромуальдовна Чайковская и Мария Ивановна Стоянова. 

    История школы

    Возникновение первой Порт-Петровской школы связано с именем Павла Ефимовича Салтыкова, служащего вещевого интендантского склада. «Совершенно неожиданно, - пишет в своих воспоминаниях П.Е. Салтыков, - нижеприведенный случай навел на благую мысль устроить школу. Это произошло во время литургии в церкви 14-го Кавказского линейного батальона, расквартированного в городе. Стоя в храме, боковые двери которого были отворены, услышал детские голоса и шум, посмотрев, увидел в шагах двадцати от отворенной церковной двери, около колокольни, группу детей, которые играя в бабки, громко ссорились. Все виденное грустно подействовало на меня, гак как вообще всегда любил детей. Свое настроение передал стоящему в церкви доктору Андрею Юрьевичу Богоевскому, прибавив, что жаль детей, которые за неимением школы и учителя, позволяют себе... играть в бабки и ссориться...На что доктор Богоевский ответил: «Да, жаль, но что же делать, если нет школы». С этого времени меня стала преследовать мысль, как бы открыть в Петровске хотя бы небольшую первоначальную школу».

    Для открытия школы на улице Разгульной (ныне ул.Оскара, дом№21) был куплен дом за счет благотворительных денег- 800 рублей.

    В 1869 году приступили к переоборудованию дома для школьных занятий. «Первыми членами совета школы избрали: полковника князя Абашидзе, командира 14 Кавказского линейного батальона, полковника Гранкина, начальника Дагестанской крепостной артиллерии, главного врача госпиталя Односумова, протоиерея Поповицкого, инженера Прасолова и жителя Порт-Петровска Богомолова».

    Торжественное открытие школы состоялось 27 августа 1870 года. Первый учитель школы - Николай Петрович Лебединский впоследствии вспоминал: «День 27 августа 1870 года выдался на редкость погожий. Утро было ясным, солнечным. Уже в 9 часов школьный двор стал наполняться празднично одетой публикой. Дети, принаряженные, чинно прохаживались с родителями или спокойно стояли возле них».

    В 10 часов утра после торжественной церемонии член школьного совета П.П. Поповицкий обратился к детям и родителям с речью о пользе просвещения.

    Занятия в школе начались 28 августа 1870 года. Предметами обучения являлись чтение, чистописание, арифметика, гимнастика, хоровое пение и закон божий. Учеников было 41. Ученики были разделены на три отделения: в 1-ом находились те, которые поступили в школу, не умея ни читать, ни писать; во 2-ом - ученики, до своего поступления в школу, несколько умевшие читать, а в 3-ем - те из детей, которые имели некоторые познания и знали четыре правила арифметики. За 9 месяцев первые ученики научились правильно читать, толково рассказывать басни и сказки. Вторые свободно объясняли некоторые физические опыты над водою и узнали происхождение облаков и дождя, кроме того, ими устно решались довольно трудные задачи из арифметики. Ученики третьего отделения познакомились с географией и стали сами рисовать карты. По закону божьему, по русскому языку они научились отвечать хорошо и разборчиво, разбираться правильно в задаваемых им вопросах. Почти все научились чертить и копировать разные виды и предметы. Научились петь.

    Первыми учителями школы были: Николай Петрович Лебединский, Фаня Ромуальдовна Чайковская и Мария Ивановна Стоянова.

    1 сентября 1897 года школа была преобразована в трехклассное городское училище с принятием расхода на счет города 3670 рублей ежегодно. Инспектором училища стал Матвей Федорович Коптелов.

    Необходимость постройки здания для училища понимали в городском управлении при самом открытии училища, поэтому городскому архитектору было тогда же поручено составить проект. 21 апреля 1899 года собрание городских уполномоченных признало постройку здания для училища делом неотложным и постановило возбудить ходатайство перед министерством народного просвещения о выдаче городу беспроцентной ссуды в размере 15000 рублей. Остальную сумму- 19148 рублей предполагалось взять из городской казны.

    В 1899 году на Садовой улице (ныне улица Маркова), на пустыре, против молодого сада, приступили к строительству нового здания, и уже в ноябре того же года два класса училища перешли в новое помещение. В феврале 1900 года все училище разместилось в нем. Здание было обращено фасадом к городскому саду. Над правым подъездом возвышался второй этаж, окна его смотрели на пустырь. Впоследствии здание обнесли высокой оградой. Так возник школьный двор.

    Из директоров Порт-Петровского Николаевского городского училища особо следует отметить Георгия Васильевича Мустанова. Он относится к числу замечательных русских педагогов, посвятивших всю свою жизнь и знания развитию просвещения и культуры Дагестана. Г.В. Мустанов учился в Петербургском университете. За активное участие в революционных событиях был выслан на Кавказ. После окончания Тифлисского Александрийского учительского института его направили на работу в Дагестан. С 1898 года он работал в Николаевском городском училище, в 1902 году был назначен инспектором Темир-Хан-Шуринского городского училища. В 1910 году Г.В. Мустанов снова вернулся в Николаевское городское училище в качестве инспектора.

    Г.В. Мустанов был прекрасным математиком, физиком, хорошим педагогом. Глубоким знанием своей специальности, умением подойти к каждому ученику он завоевал большой авторитет в школе и среди родителей.

    Николаевское городское училище сыграло важную роль в распространении просвещения и культуры не только в Порт-Петровске, но и в области. Его воспитанники открывали русские светские школы почти во всех округах Дагестана.

    В распространении светского образования в Дагестане огромную роль сыграл воспитанник Николаевского училища Гадис Гаджиев. Он рано познал тяжелую трудовую жизнь. Вместе с отцом мальчик ушел на заработки в Порт-Петровск. Полуголодный, от зари до зари трудился он в полутемной сапожной мастерской.

    В 1901 г. Гадису Гаджиеву с большим трудом удалось стать учеником Порт-Петровского городского училища. После окончания училища, а затем педагогических курсов он стал первым заведующим Нижне-Дженгутайского начального училища, через год вторым учителем Кумухского двухклассного училища, еще через 2 года заведующим Каялинского начального училища, а затем еще через год - заведующим Шовкринского начального училища. Здесь он проработал до победы Февральской революции.

    В первые годы Советской власти деятельность школы проходила в трудных условиях, вызванных разрухой в стране. Не было стабильных программ, и методы обучения беспрерывно менялись. Многие учителя еще недостаточно ясно представляли себе, какие черты характера следует воспитывать в учащихся, каким должен быть идеал советского молодого человека. В то же время усилившаяся тяга трудового народа к знаниям привела к тому, что в школу потянулись сотни юношей и девушек, лишенных возможности учиться до революции.

    Воспитательная работа в школе I и II ступени стала особенно развиваться после того, как ее преобразовали в школу №1 имени Ленина в феврале 1924 года.

    В 2005 году школа получила статус «гимназия». Сегодня наше образовательное учреждение оснащено самым современным оборудованием, которое позволяет вести образовательный и воспитательный процесс на самом качественном уровне.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения очная.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

      «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», – отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данный постулат отражает позицию педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №1», г. Махачкала. 

    Ежегодный анализ образовательного процесса гимназии (самообследование) позволяют выявить важные результаты деятельности, соответствующие современным тенденциям развития образования. 

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie